0


В нашей стране все больше родителей выбирают для своих детей Монтессори-образование. При поисковом запросе «Montessori Elementary School» Google выдает более 78 млн результатов страниц. Во всем мире насчитывается более 25 тысяч Монтессори-школ.

Чем же так привлекает данный метод современных родителей?

Одним из свидетельств международного признания Марии Монтессори стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это американец Джон Дьюи, немец Георг Кершенштейнер, итальянка Мария Монтессори и русский педагог Антон Макаренко (из материалов Википедии).

Феномен педагогики Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на развивающегося человека. 

В Монтессори-школах дети становятся самостоятельными, способными к самореализации, взаимопомощи и сотрудничеству. Монтессори - это образование, отвечающее запросам современного глобального общества. Мы реализуем такой формат образования детей, который дает ребенку стимул, а главное способность достигать поставленных целей. 

Дети в Монтессори-группе побуждаются обучать, сотрудничать и помогать друг другу. При этом педагог не занимает жесткой позиции в классе, ребенок – активный участник собственного обучения. Обучение имеет внутреннюю мотивацию в самой деятельности ребенка и ощущении успеха. Монтессори-среда и Монтессори-метод способствуют  развитию внутренней самодисциплины ребенка. Монтессори - материалы помогают  развить чувства ощущения и восприятия, дают возможность для практического манипулирования.

Область "практической жизни" в Монтессори-классе

В возрастной группе 3-6 лет практическая жизнь была вынесена в отдельную зону, но в программе начальной Монтессори-школы она интегрирована в повседневный уход за классной комнатой и ее обитателями. Задачи могут включать в себя помощь в приготовлении закусок и организации регулярного питания, полив цветов и забота о животных. Ученики начальной школы вытирают пыль, расставляют на места материалы, подметают и пылесосят пол, поддерживают в чистоте и порядке классную комнату.

 

Язык и чтение

Область языка включает в себя программу общей орфографии, лексики, графики и фонетики, морфемики и морфологии, синтаксиса и пунктуации, творческую письменную речь и исследовательские навыки. Особое внимание уделяется разным видам чтения; дети знакомятся с поэзией, народными сказками, научно-популярной и классической литературой. Детям дается возможность в той или иной форме практиковать риторику - будь то их собственная презентация или пересказ работы другого автора.

Наши Пенаты - письмо

Наглядный карточный материал, представлен в среде как на русском, так и на английском и испанском языках. Дети начинают изучать английский с 1 класса, а испансикй язык с 3 класса. Вместе с учителем в классе работает носитель испанского языка, задача которого помогать учителю в управлении классом, а также создавать благоприятную лингвистическую среду для овладения испанским языком.

Материал создан таким образом, что у ребенка есть возможность самостоятельного контроля ошибок.

 

Арифметика и геометрия

Арифметика начинается с "золотого" материала , предназначенного для ознакомления с основными математическими понятиями (разряд числа, ассоциация количество/символ, сложение, вычитание, умножение и деление). Материалы придают "практическое" качество занятиям, где дети учатся путем проб и ошибок, собственных открытий и на примере других детей. Материалы быстро вводят ребенка в абстрактный мир математики: решение задач, дроби, заем и перенос числа, построение графиков, измерение, деление в столбик и алгебраические уравнения.

Наши Пенаты - арифметика

Геометрия - одно из увлекательнейших направлений в методике Монтессори. Специально разработанный Монтессори-материал используются для освоения множества плоских и трехмерных фигур. С его помощью дети знакомятся с видами и расположениями линий и углов, различают особенности форм. Эксперименты с материалами позволяют детям самостоятельно открывать для себя соотношения в пространстве, в том числе подобие, симметрию и эквивалентность.

 

Космическое воспитание

Философской основой этой педагогической системы служит уверенность в том, что любая часть Вселенной, в том числе человечество в целом и каждый конкретный человек, каждая личность, в частности имеют своё предназначение, свою Космическую задачу, которая есть часть Космического плана, общего вектора развития мира. Но наличие предназначения не отменяет свободы воли человека, свободы выбора – выбор и есть предназначение человека.

Мария Монтессори описывает возраст 6-12 лет следующим образом: "Ребенок начальной школы переходит на новый уровень развития. Если ранее его интересовали предметы (работа руками, запоминание названий), то теперь он в основном заинтересован в "как" и "почему" - то есть в причинно-следственных связях между предметами". Задача педагога начальной школы состоит в том, чтобы обеспечить ребенка информацией и материалами, необходимыми для постижения всей взаимосвязанности мира вокруг.

Ботаника и зоология охватывают широкий спектр биологических знаний. Специальный  карточный материал помогает детям изучить многообразие растительного и животного мира, схемы иллюстрируют классификации царств растений и животных. Получив таким образом первичные знания, дети начинают исследование самостоятельно, применяя на практике знание особенностей того или иного растения или животного. Дети так же познают основы анатомии.

География и история включают в себя изучение цивилизаций и стран. С помощью карт различных континентов дети осваивают названия, флаги, животных, культурные и географические особенности каждой страны. Изучение истории начинается со знакомства с понятием времени, в том числе с часами, календарями и хроникой. Изучая базовые потребности человека (жилье, перемещение, пища, одежда), дети с помощью схем узнают, как менялись данные потребности со временем и в зависимости от культуры.

В отличие от фрагментарных знаний, которые получают дети в современной общеобразовательной школе, в Монтессори-классе у ребенка в первую очередь формируется целостная картина мира, общая картина явления или процесса, и лишь затем он приступает к исследованию частностей. В начале года рассказываются Большие Истории, призванные поразить воображение ребенка, побудить его к дальнейшему исследованию.

Первая Большая История рассказывает о происхождении солнечной системы и нашей планеты. Вторая – о том, как появилась жизнь на земле. Третья – о том, как появился человек. Четвёртая повествует о том, как появилась письменность, а Пятая – о том, как, почему и для чего возникла математика… Истории рассказываются особым образом, сопровождаются интересными опытами и поражающими детское воображение сравнениями. Таким образом, ребёнок получает огромный стимул для изучения астрономии, географии, физики, биологии, истории, языка и математики. А задачей педагога является проведение ключевых уроков, презентация подготовленного материала по данной теме, поддержание интереса.

Ребенку показывают общую картину мироздания и обозначают точки интереса, воздействуя на воображение. Монтессори-учитель не спешит давать готовых ответов ученику, предоставляя ему возможность самому подумать над решением, а потом обратиться к энциклопедиям, справочникам, специалистам в данной области.

Значительную роль в системе Монтессори-обучения играет социальное воспитание. Работа в малых и больших группах, способы решения спорных ситуаций на основе конструктивного диалога, уважение к работе других детей – все это способствует формированию навыков социального взаимодействия.

Возможность участвовать в реальной общественной жизни и получение практических навыков, необходимых в повседневных делах (от походов в магазин и прачечную до ведения семейного бюджета), регулярные посещения музеев и выставок, концертов и спектаклей, зоо- и этнопарков, технических производств и специальных учреждений, – это еще одна черта нашего образования.   Монтессори-класс 6-9 – это не закрытое образовательное пространство, а сама жизнь. Мы не готовим детей к будущей жизни, но проживаем ее с интересом здесь и сейчас.

Другие дисциплины преподаваемые в нашем классе – это музыкальные и творческие уроки. Для развития музыкального слуха ребенка и для знакомства с музыкальной грамотой мы используем в своей работе уникальный музыкальный Монтессори-материал – музыкальные колокольчики.

 

Отслеживание и оценивание результатов работы

Дети начальной школы начинают вести учет проделанной работы. Учет может быть в форме журнала, плана работы, схем или штрих-карт. В некоторых классах дети могут составить подобие договора, где фиксируют свои обязательства по выполнению заданий на определенный срок (неделю, месяц и т.д.). Ребенок выбирает занятие по своему усмотрению и может выполнять его либо совместно с другим ребенком, либо в группе, либо самостоятельно. 

Учет выполнения заданий помогает детям лучше ориентироваться в постановке дальнейших задач и дает педагогу понимание, что было усвоено, а над чем еще нужно поработать.

В педагогике Монтессори не применяются сравнения и измерения по существующим общим меркам. Вместо этого дети учатся свободно, без принуждения, внешнего вмешательства и критики. Мы убеждены в том, что поощрение, как и наказание вредны для внутренней ориентации человека и что люди должны учиться, следуя собственной мотивации.

Вместо традиционных учительских отметок дети могут самостоятельно оценивать свою работу. Систему мониторинга усвоенного материала дети обсуждают совместно с учителем на индивидуальных конференциях и придерживаются ее в течении года.

Несколько раз в год мы проводим индивидуальные встречи с семьей, где обсуждаем работу ребенка в классе и его прогресс.

 

Методология преподавания

Программа начальной Монтессори-школы (Montessori Elementary School Curriculum)

Педагогика Монтессори сосредотачивается на потребностях, способностях и одаренности каждого отдельного ребёнка. Дети учатся лучше всего, когда они могут сами определять свой ритм и способ учёбы. Поэтому педагоги системы Монтессори поощряют детей самим управлять выбором темпа, темы и закрепления изученного.

Но это не значит, что программа обучения составляется спонтанно и результаты обучения непредсказуемы. Разработанная на весь период обучения программа позволяют родителям наглядно видеть на каком этапе обучения находится их ребенок. При этом мы соблюдаем Российские Федеральные Государственные Образовательные СтандартыА наглядный Монтессори-материал разнообразит учебную деятельность класса.

 

Начальная Монтессори-школа - это теплая, добросердечная атмосфера, вдохновляющая среда, где специально подготовленные педагоги и научно разработанные материалы способствуют новым поискам и открытиям. Дети учатся с уверенностью решать задачи и начинают искать свое собственное место в этом мире.

 

Продленный день в школе

Продленный день в начальной школе начинается с 16 часов и заканчивается в 18:00.

Программа продленного дня включает в себя факультативные занятия футболом, музыкой, творчеством, шахматами, йогой, а также прогулки, развивающие и подвижные игры, посещение библиотеки и встречи с интересными людьми.

Предложите Вашим детям новые возможности!

 

Записаться