Семинар Н. Л. Галеевой по индивидуализации обучения

5 октября учителя и тьюторы школы «Наши Пенаты» побывали в Горчаковском лицее МГИМО на семинаре Натальи Львовны Галеевой – профессора МПГУ, Почетного работника среднего общего образования, специалиста по индивидуализации обучения. Наталья Львовна непосредственно участвовала в разработке технологии ИСУД («Индивидуальный стиль учебной деятельности»), получившей широкое применение в России.

Школа «Наши Пенаты» разделяет принципы персонализированного подхода. Обучающийся всегда стоит в центре образовательной системы и «первая заповедь» учителя – уважение по отношению к ученику. «Индивидуализация обучения – один из важнейших процессов в развитии современного образования», - подчеркнул руководитель школы Р. И. Котов.

Наталья Львовна поделилась с участниками семинара уникальными методиками, делающими возможным реализацию индивидуального подхода в любом коллективе вне зависимости от его численности и состава. «Ошибочно полагать, что индивидуальный подход возможен только в ситуации, когда учитель работает с учеником один на один. Можно обучать троих детей и не понимать их потребности, не учитывать отличия, а можно - целый класс, успешно реализовывая индивидуальный подход к каждому», - отметила профессор.

Учитель должен быть грамотным управленцем, при этом четко осознавая пространство реализации управленческих функций. Наталья Львовна обратила внимание на важность тщательного изучения нормативных документов, таких как Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС, Профстандарт педагога, Квалификационный справочник. Содержание этих документов касается непосредственно деятельности учителя, определяя профессиональное пространство реализации его управленческих функций. Наталья Львовна заметила, что в России незаслуженно сформировалось негативное отношение к понятию «стандарт» как к чему-то банальному, нетворческому, но это неправильный подход. Во всем мире «стандарт» - это норма, мерило, образец - тот минимум, который необходимо реализовать.

По словам эксперта, не существует необучаемых детей, есть только плохие учителя. Уметь вызвать интерес к предмету и в конечном итоге обучить любого ученика - вот в чем заключается главная цель преподавателя. Образовательный успех складывается из эффективного использования внутренних ресурсов ученика и внешних ресурсов учителя. «Индивидуализация – такой процесс обучения, когда учитель точно знает, когда, кому и зачем он нужен», - пояснила Наталья Львовна. Следовательно, учителю необходимо давать ученикам разные формы заданий. А также быть отчасти психологом, разбираться в основах психофизиологии, уметь говорить с учеником на его языке.

Индивидуальный подход осуществляется по времени – для тех, кто работает медленнее или быстрее, чем остальные; по уровню поддержки – для отстающих по предмету или опережающих класс; по способу работы – для учеников, у которых ярко выражены особенности познавательной сферы. На последнем стоит остановиться подробнее. Наталья Львовна напомнила, что все люди условно делятся на три группы по ведущей репрезентативной системе – аудиалы, визуалы и кинестетики. Но аудиал – это не тот, кто слышит другого, как принято считать, а тот, кто слышит самого себя. Дети-аудиалы запоминают информацию, не пассивно слушая речь учителя, а при проговаривании ее вслух.

Наталья Львовна провела эксперимент, в ходе которого дети проговаривали свои действия, и это помогло им существенно снизить количество ошибок. Визуалы же должны записать информацию, нарисовать схему или таблицу. Эксперт объяснила, что на этапе объяснения нового материала следует использовать тот канал восприятия информации, который лучше всего развит у ученика, а на этапе отработки информации – тот, который развит слабее.

Еще одно заблуждение касательно обучения – это то, что учитель учит ученика. На самом деле ученик должен учиться сам, а учитель - создавать для этого все необходимые условия. «Чем более опытен педагог, тем больше он готовится к уроку. Но учитель на уроке – не актер, а режиссер. Актеры – это ученики, именно они должны быть в центре урока», - подчеркнула Наталья Львовна.

Инженерная игра-знакомство

В сентябре тьюторы школы «Наши пенаты» во главе с руководителем тьюторской службы Светланой Викторовной Володиной провели большую необычную игру-знакомство. Путем жеребьевки ребята разделились на команды, отдельной группой играли учителя. Каждому коллективу предстояло на время игры стать архитекторами пирамид и создать свой уникальный инженерный проект. Перед школьниками стояли непростые, но интересные задачи: за минуту придумать название команды, за час самостоятельно сконструировать модель устройства и затем презентовать ее жюри.

Игра получилась не только веселой и интересной, но и очень полезной для развития важных навыков: работы в команде, поиска наиболее эффективного решения поставленной проблемы, тайм-менеджмента - на каждый этап игры было отведено определенное количество времени.  Ребята учились выдвигать гипотезы, ставить перед собой цели и разбивать их на небольшие задачи. И, конечно же, развили навыки публичного выступления, ведь каждой команде необходимо было презентовать проект перед зрителями, суметь объяснить, в чем его уникальность.   

Школьники успешно справились со всеми этапами, проявив чудеса изобретательности и находчивости как в процессе создания устройства, так и во время представления результатов жюри. Завершающим, самым важным этапом игры стала рефлексия: ребята проанализировали собственные результаты, сделали выводы: что удалось, а что следовало бы улучшить, сформулировали, чему научились в процессе игры.

Инженерная игра прошла на «ура». В «Наших Пенатах» планируется проводить такие мероприятия и в дальнейшем, ведь подобного рода игры способствуют сплочению коллектива и учат школьников мыслить нестандартно.